Спектакль «Пиковая дама». Фото: сайт фестиваля.
За неделю — 19 спектаклей разного формата. Идея фестиваля «Регионы России. Впервые в Москве!» родилась в свое время в недрах конференции, которая проходила в рамках программы Минкульта по поддержке региональных театров кукол. И вот за три года программа составлена — на любой вкус, на любой возраст.
— Мы не ограничивали выбор спектаклей, — говорит директор театра Образцова Ирина Корчевникова. — Единственное условие — спектакль этот должен быть впервые показан в Москве, даже если он не последнего года выпуска. Ведь для московского зрителя, который не знает жизни кукольных театров в стране, он все равно станет премьерой. В этом смысле «Образцов-фест-2017» позволяет зрителям побывать в разных уголках страны: от Петербурга до Иркутска, не покидая Садового кольца.
В первый же фестивальный день на сцене главного кукольного театра страны показали сразу четыре спектакля для зрителей от 3 до 12 лет. Вечером давали «Пиковую даму» театра «Кукольный формат КUKFO» из Санкт-Петербурга. Когда школьники заполнили зал, два артиста встали на авансцене впереди декорации (а она представляла роскошные фасады трех петербургских домов позапрошлого века) и предложили школьникам освоить прием игры, на которой погорел бедный Германн.
Спектакль «Пиковая дама». Фото: сайт фестиваля.
Не знаю, в курсе ли современные школьники перипетий повести Пушкина, но карточный интерактив, явно, заинтересовал их. А открывшаяся часть центрального фасада представила дивную картину — пять классиков отечественной словесности за ломберным столиком держат банк. Искажения исторической правды в этом нет: Крылов, Гоголь, Пушкин, Достоевский и Некрасов были игроками, а про некоторых можно сказать, «наркотически» зависимы от нее, Достоевский даже имущество жены проигрывал, а потом каялся. Некрасов — известный картежник. Игру цвета русской литературы наблюдает молодой человек в треуголке Наполеона, скромно присевший на стульчик в углу. Это Германн.
Из досье «МК»: Театр КУКФО существует с 2003 года, выпустил 20 премьер, активно участвует в фестивальной деятельности за рубежом и в России. Труппа работает в разных жанрах и с разными техниками: с классическими марионетками, гигантскими масками, куклами для кино. В Петербурге с 2013 года прописан на Пушкинской улице, рядом с памятником Александру Сергеевичу.
«Пиковую даму», несмотря на ее драматическое содержание, кукольники из КУКФО превратили в готический анекдот о трех картах, продолжив таким образом серию петербургских мифов, один из которых посвятили «Медному всаднику». Четыре артиста с помощью марионеток (очень интересная работа Анны Викторовой) даже без оглядки на классика как-то легкомысленно и обаятельно рассказали историю трех карт, молодого человека с профилем Наполеона и душой Мефистофеля, вздорной старухи графини и ее бедной воспитанницы Елизаветы Ивановны. Так легко, с юмором, что последнюю даже как-то и потеряли, но в финале все-таки обрели, сообщив, что ее личная жизнь все-таки благополучно устроилась. Чего не скажешь о Германне, кончившим дни свои в сумасшедшем доме. Сидит теперь Германн на подоконнике желтого дома и беззвучно шепчет одно: «Тройка, семерка, туз». В общем, школьники поняли, что карты детям не игрушка.
А впереди еще пять фестивальных дней с насыщенной программой — «Автостоп» из Томска, «Алые паруса» из Дагестана, «Теплый хлеб» из Сургута, «Бармалей» из Владимира, «Драма о царе Ироде» из Ярославля. Гость фестиваля — академический театр кукол из Донецкой республики со спектаклем «Дорога в Вифлеем».