Юрию Маликову — 75 лет: «С хорватами меня устроит 2:2»

фото: Евгений Семенов

— В день рождения надо говорить об имениннике, но: наша сборная играет с Хорватией. Со счетов не сбросишь. Не знаю — болельщик ли вы?

— Болельщик — не то слово. Но я динамовский болельщик. А сборная — это следствие хорошей клубной игры, правильно?

— Но в игре с Хорватией — ничего непонятно.

— Для меня понятно, потому что там играют выдающиеся мастера: Лука Модрич — мой любимый футболист, потому что, кроме «Динамо-Москва», я болею за «Реал-Мадрид». Обыграть хорватов будет очень сложно. И я согласен на… ничью.

— Но позвольте…

— Да, на ничью. Пусть бьют пенальти. А там уж — как сыграет наш Игорь любимый, Акинфеев. Так что будем болеть за него, за вратаря. Но: ничья должна быть боевой. Не такой унылой, как в матче с испанцами. Я думаю, что Лука Модрич и все остальные блестящие хорваты не дадут возможности сыграть тускло. И наши не уступят. Вот и будет боевая ничья. Счет пусть будет 2:2. Как минимум. Ведь голы-то мы должны забивать. И они должны.

— Судя по всему, матч с Испанией вас не устроил…

— Одно скажу: у хорватов будет очень сложно выиграть. Не сможем, как с Саудовской Аравией, 5:0 нашлепать. Хорваты — игроки высочайшего уровня организации, у них шикарное нападение. Поэтому нам нужно пытаться забить. Но не стоять «автобусом» в защите. Иначе получается унылый, никому ненужный футбол. Надо играть на победу. А будет ничья — хорошо. Повезет — значит, выиграем. Ну вы поймите, есть объективные вещи: ну не можем мы взять и обыграть сразу и Францию, и Бельгию, и Бразилию. Не можем. Надо бороться, «автобуса» не надо. Это, скорее, шведы против Англии «автобус» выставят.

— С хорватами разобрались, вернемся к юбилею и к музыке…

— Да, вот мне как раз сейчас от ректора консерватории Александра Соколова звонили, зачитывали приветственное письмо. А до этого — звонили из Патриархии, от Мединского…

— Не кажется ли вам, что как-то оскудела земля русская на музыкальные идеи в роке, в поп-музыке? Мы способны породить новые музыкальные идеи?

— Пытались в свое время породить, что называется, почвенные идеи такие коллективы как «Карнавал», «Ариэль», «Песняры», соединяющие фольклор с новыми жанровыми веяниями. В этом была новизна и необычность для иностранцев, для мировой культуры. Наши прежние ВИА строились на основе советской песни, а в этой песне были потрясающие тексты и мелодии. Кого ни упомяни, — Пахмутова, Тухманов, Фрадкин, Фельцман, — какая палитра! И все эти ВИА преломляли советскую песню в популярную музыку, но эта музыка оставалась в рамках нашей страны, это было своё! А вот наш рок был уже вторичен. Так что в идеях мы отстаем.

— Аранжировки научились делать…

— Научились. А тексты песен слабые. Не дотягивают до Дербенева, Шаферана, Матусовского… до того же Дементьева ушедшего. Я не могу сказать, что мы — вторичны. Но кто у нас? Шнур, Лепс, Стас Михайлов — все их слушают, но они исполнители не мирового уровня. Да, они нравятся нашему зрителю (у нас же еще зритель есть: мы стараемся для него — что у него проходит, что имеет успех), но лидерами в мире в жанре популярной или рок-музыки мы не стали. Конечно, российский фольклор должен развиваться. Синтезироваться с классическими примерами. Посмотрите, что было в СССР: в каждой республике развивалось своё популярное направление. У молдаван — своё, у армян — своё и так далее.

— Всё стягивалось и напитывалось.

— Да! А сейчас очень разрозненно. Неубедительно. Хотя талантливых людей меньше не стало. Такое же количество. Но оригинальность осталась в прошлом веке. Юрий Антонов, Давид Тухманов, Игорь Николаев, Дмитрий Маликов, Вова Пресняков, — они своё лучшее создали в прошлом веке. Понимаете? Какой-то тормоз, черт его знает… А молодые — профессионально не дотягивают. Нет хороших мелодий, текстов. Украина тут даже чуть-чуть опережает Россию в жанре поп-музыки, какая-то самобытная у них волна… Сложно всё это. Я недавно посмотрел фильм о моем любимом коллективе АББА: какая-то тогда, в 60-е годы, была уникальная атмосфера, рождающая такие таланты. И эти ребята, уже моего возраста, до сих пор дышат этой атмосферой: их всё пытаются воссоединить, но это, наверное, невозможно. Их вклад в музыкальную культуру колоссальный, они эталон именно поп-музыки.

— А «Битлз»?

— «Битлз» заложили фундамент для всего — и для рока, и для попа, и для фолка, и для фьюжн. АББА же — эталон народной музыки. В них всё сплелось — красота, эстетика, современность. Когда я увидел их в Австралии, то был просто потрясен: настолько это было эстетически совершенно.

— Играете ли вы для души? Музицируете ли?

— Ох, как музицирую. Вчера сняли первый клип со своим внуком, которому пять с половиной месяцев. Мы с ним сидели у рояля и записывали первые удары по клавишам. Вот на этом уровне музицирую. А серьезно заниматься на инструменте — нет времени, сил, здоровья. А внука, Марка Дмитриевича привлечь к роялю — святое дело. Нас вчера нянечка снимала. Мы сыграли, поклонились, и даже исполнили бис. Потом послал видео его родителям — Диме и Лене, они от души хохотали. Нет, я с ансамблем выступаю, но люди хотят услышать старые песни. Новый репертуар от нас не ждут. Просят песню — «Мой адрес Советский Союз». Песню про БАМ хотят. Про комсомол. Советского Союза нет, а песни про него хотят.

— Музыка людям помогает жить? Что бы мы на ваш день рождения пожелали всем вокруг?

— Сейчас мы пытаемся музыку превратить в фон. Занизить ее значимость. Но яркое произведение в любом музыкальном жанре сразу возвышает человека. Это уже не фон. Если бы каждый человек на планете Земля хоть немножко знал музыкальные основы, — до-ре-ми-фа-соль-ля-си, — знал бы грамоту, пел бы в хоре, развивал бы слух, то никогда бы не совершал глупых поступков. Нет, совершал бы, но намного меньше. А когда человек непонятно чем в жизни занимается, не любит музыку, то это и рождает всякое неблаговидное поведение. Так что желаю, чтобы музыка воспитывала те нотки души, духовности, которые человека делают человеком, а не животным.

К сожалению, комментарии закрыты.