Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) завершил расследование о параллельных действиях операторов рынка нефтепродуктов. На данный момент известно, что максимально допустимые законом штрафы антимонопольщики решили не применять, а окончательное решение о санкциях будет принято позже.
О результатах работы представители АМКУ рассказали на пресс-конференции. По словам государственного уполномоченного комитета Валерия Полюховича, расследование началось в январе 2016 года. Впоследствии дело объединили с аналогичным по 2013-2014 годам. «Там уже другие юрлица, но мы знаем, что это те же сети АЗС SOCAR, WOG, ОККО «Параллель» и Shell. Исключением является «Лукойл», которого уже нет», – цитирует Полюховича OilNews. Предварительные выводы операторам передали ещё в мае и на данный момент комитет принимает замечания субъектов рынка.
Как пояснил глава АМКУ Юрий Терентьев, одинаковые цены на топливо свойственны для многих европейских рынков. Однако претензия комитета к украинским операторам заключается в наличии признаков согласованных действий при безосновательном изменении цены. В своих выводах комитет ссылает на ч.3 ст. 6 закона «О защите экономической конкуренции», согласно которой формой антиконкурентных согласованных действий «являются схожие действия субъектов, которые искажают конкуренцию, выполнены одинаково и объективно не были обусловлены».
Максимально возможный штраф в размере 10% от торгового оборота АМКУ применять не будет. Санкция будет формироваться из базы (связанный с нарушением оборот либо оценённая комитетом прибыль от нарушения) с учётом смягчающих либо отягчающих факторов, которые могут составлять до 50% от базы штрафа. По словам Юрия Терентьева, окончательное решение может быть озвучено в течение двух месяцев. Он также отметил, что главной целью ведомства является создание условий, при которых рынок сможет работать без постоянных рецидивов подобных нарушений.
Напомним, в ноябре 2015 года глава АМКУ рассказал в интервью газете «Зеркало недели», что на украинском рынке топлива практически отсутствует ценовая конкуренция. По мнению Юрия Терентьева каждая из сетей пристально следит за поведением конкурентов и при малейших колебаниях цен выставляет аналогичные значения на своих стелах при заправках, что фактически означает молчаливое согласие не конкурировать между собой по цене.