Как создавалась украинская амфибия ЛуАЗ ТПК

Aрмeйский ЛуAЗ Комплекс: пeрвыe пoбeды

Мaшинa, пeрвoнaчaльнo извeстнaя кaк ЛуAЗ-967, нa сaмoм дeлe имeлa нaимeнoвaниe Комплекс – трaнспoртeр пeрeднeгo крaя. Тo eсть eгo сoздaвaли про рaбoты нeпoсрeдствeннo нa линии сoприкoснoвeния с прoтивникoм и пoд eгo oгнeм.

Исxoдя изо этoгo зaкaзчик стaвил пeрeд кoнструктoрaми зaдaчу oтнoситeльнo вoзмoжнoстeй будущeй мaшины. И xaрaктeристики ee дoлжны были присутствовать взaимoисключaющими.

ТПК ЛуAЗ-967 был сaмым мaлeньким трaнспoртeрoм aрмии, нo oн oтнюдь нe был примитивным пo кoнструкции

Нaпримeр, вoeнным нужнa былa мaксимaльнo низкaя мaшинa, нo с выдaющeйся прoxoдимoстью – тo eсть с бoльшим клирeнсoм и пoлным кoмплeктoм aгрeгaтoв трaнсмиссии пoд днищeм. Oнa дoлжнa былa умeть плaвaть и лeтaть (xoтя и в грузoвoм oтсeкe сaмoлeтa либо — либо вертолета) – но при этом далеко не могла быть легкой вследствие привод 4х4 и заказанную вместимость.

Возле таком наборе противоречивых “пожеланий” ничего нет мудреного, что создавали эту машину в протекание десяти лет. Поэтому близкие первые победы ТПК Луцкого автомобильного завода одержал пока что до того, как был зачислен нате службу в ряды армии.

Откидные борта Комплекс одновременно служили трапами интересах выезда на берег и переезда окопов, а опять же канистрами для топлива река воды (на фото поздняя серийная трансформация, сиденья неродное)

Образно говоря, бороться за первенство пришлось с параллельными опытными конструкциями – и в конкуренции с другими заводами, и прямо-таки с устаревшими и нежизнеспособными схемами. О некоторых проектах Комплекс расскажем ниже.

ТПК с МЗМА (около 1955 г.)

Первая желание создать легкий многоцелевой шнек была настолько законспирированной, словно неизвестна даже точная помета создания проекта. Работу доверили автозаводу, тот или иной тогда выпускал самые маленькие для то время автомобили в стране: московскому МЗМА. Самый лучший ТПК уже имел правильную концепцию: низкая самоходная программа на базе стандартных “легковых” агрегатов.

Первая старание МЗМА сделать транспортер переднего края: плоская автостелла на базе “Москвич 401”

Согласно военной “моде” тех времен, колонку руля сделали получи шарнире, так что рулило мог управлять им безвыгодный только сидя на сидении, только и… шагая или переползая обок – для еще большего снижения силуэта. За спиной водителя под низким тентом повдоль кузова помещались двое носилок в (видах раненых. Создана была вышибала на агрегатной базе “Москвича 401” с его 26-сильным двигателем. Устройство получилась тяжелой и к тому а не могла плавать, следовательно ее отправили на доработку.

Комплекс от МЗМА (1958 г.)

Второстепенный ТПК был тоже московского проекта, только базировался он на ноги настоящего внедорожника – опытного “Москвич-415”, который-нибудь, кстати, так и не увидел конвейера. Автомобиль имела расположенный между двумя сиденьями 30-богатырский двигатель и трансмиссию 4х4 от модели “Москвич-410”.

Другой транспортер на базе “Москвича” стал упрощенным вариантом внедорожника – хотя слишком тяжелым и слишком большим

Изо-за “полноразмерных” агрегатов и классической “джиперской” компоновки настоящий ТПК оказался слишком тяжелым, длинным, и сердцевина, что высоковатым – то лакомиться существенных функциональных преимуществ предварительно обычным внедорожником он далеко не имел. Поэтому следующий Комплекс решили конструкторам МЗМА поуже не поручать.

НАМИ-032 (1956-58 г.)

До ((сего на МЗМА экспериментировали с тележками получи шасси “Москвичей”, в исследовательском институте НАМИ начали специфичный проект транспортера переднего края – с пониманием того, что же машину надо сделать слабее. Концепция была в целом та а, но создавали ее получи ровном месте, не беря вслед основу какую-то существующую платформу. На большей компактности амфибии ее оснастили двухцилиндровым оппозитником через тяжелого мотоцикла, который установили фас.

Конструкторы научного института НАМИ напоследок сформировали основную структуру будущего ЛуАЗ-967

Лимузин-платформу НАМИ-032 сделали в виде лодки, в которую помещалось тандем носилок с ранеными или шестеро бойцов в сидячем положении. Передача должна была быть 4х4, тачка запланировали небольшими, но с колесными редукторами в целях увеличения клиренса до 300 мм. Баранка расположили по центру, и сие решение через десяток парение тоже дойдет до конвейера. Прообраз НАМИ-032 имел сколько-нибудь буквенных модификаций, первые имели проблемы с проходимостью, а в целом судьбу проекта определил рычаг: он был слаб.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)

Следующую попытку создания Комплекс поручили Запорожскому автозаводу «Коммунар», намного передали недоделанный проект с НАМИ. Здешние конструкторы опирались получи и распишись то, что имели – ведь есть на четырехцилиндровый V-красочный мотор МеМЗ-965, тот или другой уже серийно выпускался в Мелитополе интересах “Запорожца”. От него использовали и коробку передач, разумеется, в переработанном виде – с добавленной “ползучей” передачей и выходным сплошным потоком на заднюю ось.

Бери ЗАЗ проект ТПК попал ранее без возможности управлять им, шествуя или переползая рядом. Запорожцы дали водителю выполнимость лежать за рулем

В заднем мосту была установлена блокировка межколесного дифференциала, в одном ряду колес – редукторы которые «поднимали» машину надо грунтом. Управлять машиной топая или переползая рядом было запрещено. Но для снижения силуэта водырь мог ехать лежа, с целью чего рулевая колонка опускалась внизу. После нескольких промежуточных вариантов ЗАЗ-967 признали соответствующим требованиям военных, и на серийного производства передали нате Луцкий машиностроительный завод.

Возьми ЗАЗе легкий транспортер доводили 5 парение. Каждый год получалась сильнее совершенная версия. Некоторые изо них на фото: 1962-го, 1964-го, 1967-го и предсерийный 1968-го гг.

Немножечко позже завод переименовали в Луцкий автомобильный, а питкарлодер в ЛуАЗ-967. В 1968 г. железо стал на вооружение армии, вдобавок он поставлялся армиям дружественных стран, в частности, Восточной Германии. Аналогов Комплекс не существовало ни в одной армии решетка – такого сочетания тактических возможностей неважный (=маловажный) удалось достичь автомобильным конструкторам других стран.

К сожалению, комментарии закрыты.