В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который вносит изменения в порядок привлечения к ответственности лиц за нарушения правил дорожного движения, зарегистрированных в автоматическом режиме (при помощи фото- и видеофиксации). Авторы документа предложили указать ответственными за такие правонарушения не владельцев ТС, как это предусмотрено действующим законом, а тех, кто фактически находился за рулем в момент фиксации.
Новый проект закона Об усовершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» зарегистрирован под №5314. Инициаторами указаны народные депутаты Антон Геращенко (Народный Фронт), Мустафа Найем (БПП), Сергей Евтушок (Батькивщина) и Игорь Диденко (Самопомич). В пояснительной записке к законопроекту они обратили внимание, на то что действующий механизм привлечения к ответственности за зарегистрированные в режиме автоматической фотофиксации нарушения содержит ту же концептуальную коллизию с привлечением к ответственности владельца ТС, а не фактического водителя, которая была признана неконституционной в 2010 году (решение Конституционного Суда от 22 декабря 2010 года).
Для разрешения этой правовой коллизии, нардепы предложили указать в КоАП, что к административной ответственности за зафиксированные в автоматическом режиме нарушения ПДД привлекаются лица, которые фактически управляли транспортными средствами в момент их совершения. В соответствии с законопроектом, работать это должно следующим образом:
- камера фиксирует нарушение, после чего сотрудник полиции составляет заочное постановление об админнарушении (без протокола) и направляет его по почте владельцу транспортного средства (физ- или юрлицу) вместе уведомлением, которое содержит исчерпывающие сведения о времени, дате и месте правонарушении, информации о ТС и оборудовании, которое зафиксировало нарушение, а также с сутью правонарушения. Также указывается ссылка на сайт, где можно ознакомиться с записью или снимком момента правонарушения;
- если владелец ТС признает, что находился за рулем и согласен с информацией в заочном постановлении, выполняет его и оплачивает штраф;
- если владелец ТС не согласен, он направляет в полицию информацию о лице, которое находилось за рулем в момент правонарушения вместе с заявлением этого лица о признании правонарушения и согласии на привлечение к ответственности. В таком случае заочное постановление в отношении владельца ТС будет автоматически аннулировано.
Помимо этого законопроектом 5314 предусмотрена отмена начисления пени в двойном размере суммы штрафа в случае его неуплаты на протяжении месяца. Помимо этого в документе урегулирована неоднозначность трактовки нормы о ежегодном начислении и аннулировании 150 штрафных баллов, которые снимаются исключительно за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. В частности указано, что по завершению года остаток штрафных баллов снимается.
«Принятие законопроекта позволит обеспечить надлежащее внедрение системы фото фиксации нарушений правил дорожного движения, что приведет к существенному уменьшению уровня смертности и травматизма на дорогах общего пользования, а также снижению ежегодных социально-экономических потерь государства от ДТП», — отмечено в пояснительной записке к законопроекту.
Напомним, что в МВД пока не называют четких сроков запуска системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД в Украине. На момент запуска тестового режима с несколькими камерами в июле 2016 года представители МВД и полиции заявляли, что полноценная работа системы с реальными штрафами может начать работать не ранее конца этого года или в 2017 году. По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, видео- и фотокамеры на дорогах Украины обойдутся в 1.5 миллиарда долларов. К финансированию проекта планируется привлечь частного инвестора.