Кадр из фильма «Июль 22». Фото: пресс-служба Берлинского кинофестиваля.
Документальную картину о том, как Брейвик счастливо и сытно отбывает срок в респектабельной норвежской тюрьме, и как многие люди не живут в своей обычной жизни, уже сняли Теперь пришла пора если не осмыслить, то хотя бы воскресить недавние трагические события. На протяжении часа мы находимся в эпицентре стрельбы, и только раз увидим вдали мужчину, палящего по живым мишеням, по каждому, кто попадется на глаза. Поразительно то, что на протяжении долгого времени не было никакой противодействующей силы, блюстители порядка появились не скоро, и дозвониться в полицию было невозможно. Никто не отвечал на звонки жертв фатального насилия. Вслед за норвежской картиной показали фильм «Операция «Шаровая молния» о захвате самолета.
До этого в течение нескольких дней шла череда картин о писателях всех мастей — от нашего «Довлатова» Алексея Германа (в рейтинги критиков он пока лидирует) до внеконкурсной шведской картины «Быть Линдгрен» Пернеллы Фишер Кристенсен о малоизвестном периоде жизни знаменитой писательницы Астрид Линдгрен, когда она вынуждена была скрывать в Дании внебрачного сына. Главную роль сыграла обаятельная молодая актриса Альба Аугуст. Мать будущей писательницы досталась Марии Бонневи, знакомой нам по «Изгнанию» Андрея Звягинцева. В «Транзите» немецкого режиссера Кристиана Петцольда, основанном на романе, события которого происходят в 1942 году, действие перенесено в наши дни и в современный Марсель. Главный герой пытается выехать из Франции (сегодняшней, не оккупированной нацистами, без танков и солдат, как в романе) в Мексику. Чтобы осуществить свой план он использует документы покончившего жизнь самоубийством писателя. Главную роль сыграл отличный немецкий актер Франц Роговский, похожий на Хоакина Феникса, с таким же шрамом на лице. От перемещения во времени в умах зрителей возникает путаница, что придает происходящему фантасмагорический оттенок.
Кадр из фильма «Транзит». Фото: пресс-служба Берлинского кинофестиваля.
В «Еве» Бенуа Жако беспринципный герой Гаспара Ульеля тоже выдает себя за писателя, благо ему удалось украсть рукопись пьесы у пожилого драматурга. Новоиспеченный литератор купается в славе и ездит как завороженный в Анесси к возрастной проститутке Еве, которую сыграла неузнаваемая Изабель Юппер. Муж ее героини в тюрьме. Чтобы вызволить его оттуда, она встречается с мужчинами, берет за свидания по 300 евро. Роман Джеймсам Хэдли Чейза, датированный 1945 годом, по которому поставлен фильм, был экранизирован полвека назад. Главную роль тогда сыграла Жанна Моро. Она была обычной проституткой без экзистенциального начала, как у Юппер. Присутствие последней, однако, как и оригинальная трактовка героини, не привели к успеху нового фильма. Он заслуженно занимает нижние строки критических рейтингов.
Еще одну даму на грани мы увидели в шведской картине «Реальное наследство». 68-летняя героиня, которая на вид гораздо старше, пытается играть в обычной жизни фатальную особу. В итоге картина получилась о старческом слабоумии, приводящем к страшным последствиям. Эту тему так остро в современном кино еще никто не поднимал. За кадром слышны русские голоса самопальных умельцев, рассказывающих о том, как изготовить в домашних условиях дымовые шашки. Очень ценная информация для выжившей из ума старухи, осуществившей безумный план.
На кинорынке презентуют проект «Русская чайная комната». Имеется в виду знаменитый ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке. В центре сюжета — три протагониста. У каждого — жизненный кризис. Их роли исполнят: номинантка премии ВАFТA Андреа Райзборо, сыгравшая дочь Сталина Светлану в скандальной комедии «Смерть Сталина», лауреат «Сезара» Тахар Рахим и американская актриса Зое Казан. Работают над картиной продюсеры из Канады, Франции, Швеции и Германии, некоторые из них имеют русские корни. Тимур Бекмамбетов представляет свой продюсерский проект «Резо» о знаменитом грузинском режиссере Резо Габриадзе. Режиссером картины стал его сын Лео Габриадзе.