Фото предоставлено пресс-службой проекта.
Самобытность этого промысла основана на удивительном синтезе древних традиций, связанных с иконописью, лубком и радостном, праздничном отражении окружающей действительности. В 2010 году на Днях Славянской культуры во Франции Президент Франции Николя Саркози, восхитившись уникальной росписью изделий городецких мастеров сказал: «… такие произведения должны экспонироваться в Лувре…». За более чем полутора вековую историю, Городецкая роспись, более 30 раз выставлявшаяся за рубежом (Франция, Чехия, Германия, Швеция, Норвегия, Канада, Голландия, Италия, Бельгия, Япония, Англия, Китай и другие страны), ни разу не имела персональной выставки в Москве. Хотя замечательные коллекции Городецкого искусства хранятся в ведущих музеях России, в том числе Государственном историческом музее, Русском музее…
Выставка в Коломенском призвана исправить историческую несправедливость. Впервые на одной площадке представлено около 500 уникальных экспонатов. Самый ранний из них относится к XVIII веку. Вся история промысла, от истоков до настоящего времени предстанет перед гостями выставки.
Среди сюжетов – всадники и нарядные дамы с непременными зонтиками в руках, кавалеры в военной форме и сюртуках служивых, купеческое чаепитие, исторические события того времени, сцены конных охот с собаками, соколами, роскошные кареты с лакеями на запятках и многое другое. Своеобразие этого искусства тесным образом связано с жизненным укладом, историей и культурой Нижегородского Заволжья, с его бытом, нравами, образами, что находило отражение в самом содержании росписи.
Начиная с XII века, Городец входит в состав Владимира-Суздальского княжества с ее высочайшими традициями зодчества, иконописи, декоративного искусства, в XVII-XIX веках – это еще и центр старообрядчества. Именно оно оказало влияние на духовную составляющую Городецких ремесел. История Городецкого княжества тесно связана с именами и подвигами Андрея Боголюбского, Александра Невского, что так же отразилось в искусстве городецких мастеров и художников.
Фото предоставлено пресс-службой проекта.
Ко второй половине XIX века Городецкая роспись сложилась как оригинальная живописная система и предназначалась главным образом для украшения прялочных донец, которым приписывалось мистическое значение. В сознании людей того времени донце ассоциировалось с человеком, а живописные композиции располагались как на иконах.
Причем, чем больше донцев в семье, тем она богаче. Невозможно было выдать девушку замуж, если в приданном только одно донце – «незавидная» невеста, «бесприданница». Первоначально встречались только резные донца, потом появились с резьбой и инкрустацией мореным дубом и, наконец, расписные. Лучшие представители русского общества XIX века — Репин, Поленовы, Виктор Васнецов, промышленники и меценаты Савва Мамонтов, Савва Морозов и другие оценили красоту и уникальность этого самобытного народного искусства: собирали, хранили, популяризировали. В экспозиции выставки представлены экспонаты из собраний знаменитого Абрамцевского кружка.
Фото предоставлено пресс-службой проекта.
Промышленная революция начала ХХ века нанесла сокрушительный удар по промыслу, но к 1920-1930 годам старинное искусство вновь начало свое возрождение. Правительство молодого советского государства дало высокую оценку Городецкому искусству, назвав его «уникальным художественным» явлением».
Время диктовало расширение ассортимента. Появляются бытовые предметы, мебель, игрушки, декоративное панно… Помимо традиционных сюжетов в росписи – это обязательно отражение времени. Удивительные по своей задушевности рассказы в красках о жизни страны: колхоз, Советская Конституция, Красная Армия, радио в деревне, сражение на озере Хасан и реке Халкин-Гол, будённовцы, разъезд пограничников…
На многих работах лозунги, посвященные становлению молодого революционного государства. Об искусстве Городецких мастеров говорили: «… тут все одноценно. Вешай их хоть рядом с Матиссом или Пикассо – не пропадут…». Городецкое искусство в эти годы процветало, но наступил огненный 1941 год. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь промысла: из 60 художников с фронтов войны вернулись только двое. Начался новый этап возрождения промысла, получивший название «женский».
Фото предоставлено пресс-службой проекта.
Выставка знакомит с историей промысла, его художественным особенностям, с искусством самых талантливых мастеров и художников, многие из которых имеют звания Лауреатов Государственной премии им. Репина, занесены в Энциклопедию «Лучшие люди России».
Вся экспозиция разделена на определенные темы: начало, становление, сегодняшний день. Особый интерес вызывает раздел, посвященный работам, которые создавались в подарок государственным деятелям России и зарубежных стран, королевским домам. Удивительна судьба шкафа, который был вырезан и расписан к 300-летию дома Романовых. Таких шкафов было три. Два из них попали в Городецкий музей в 1920 году, третий считался пропавшим. И только в 2013 году, а это год 400-летия дома Романовых, его случайно обнаружили в Кремле Великого Новгорода. Монументальный шкаф высотой 3 метра, где вырезан и расписан каждый сантиметр, рассказывает, о мировой истории, об истории государства Российского, становлении дома Романовых, центральный сюжет которого — венчание на царство Михаила Романова.
Или, например, в свое время принцессе Диане Уэльской для маленького принца Уильяма была подарена лошадка-качалка с веселой городецкой росписью. И вот уже городецкие художники получили новый заказ из Виндзорского дворца – выросший принц Уильям и принцесса Кейт заказали для своего третьего малыша лошадку-качалку, которая после выставки отправится в королевскую семью в Англию.
Есть и экспонаты, предназначавшиеся в подарок японскому императору Акихито. Самые легендарные французские кафе, история которых связаны с именами Хемингуэя, художников-импрессионистов, такие как знаменитые «Ротонда», «Прокоп», «Два маго, «Де Флор», «Липп» вот уже на протяжении века заказывали и продолжают заказывать веселые багетницы Городецких мастеров и многое другое.
Фото предоставлено пресс-службой проекта.
Однажды президент Владимир Путин, побывав в Нижнем Новгороде и увидев изделия Городецких мастеров и художников, не скрывая своего восхищения, назвал это народное искусство «…частью культурного кода россиян…». Дивная экспозиция должна найтиотклик в душе каждого гостя.