Его новый фильм «Книга образов» начинается с указующего перста. Но Годар никого не поучает, всего лишь призывает к тишине. (Кадр из фильма).
Его новый фильм «Книга образов» начинается с указующего перста. Но Годар никого не поучает, всего лишь призывает к тишине. Слова рождаются из молчания, как и образы, и человеку необходимо сосредоточиться на главном. Получилось своего рода эссе на тему «Мой XX век».
Продюсеры, представлявшие картину в Каннах при отсутствии самого режиссера, прекрасно понимают, что работают на вечность. Не важно, как снимает Годар, важно, что один из последних богов кинематографа продолжает работать. 3 декабря ему исполнится 88 лет, и он не утратил интереса к кино, став свободным, как никогда прежде. Преград для Годара не существует. Он может делать все, что угодно, просто насытить экран разноцветными вспышками. Важен ход его мысли, и пусть случайные зрители в самом начале сеанса покидают кинозал.
Пролетает ковер-самолет, проносит волшебную лампу Алладин. Тут же идет телерепортаж главного арабского канала «Аль-Джазира», запечатлевший ужасы современного мира, погрязшего в терроризме, и вот уже аквамариновое небо над Саудовской Аравией сияет во всем великолепии.
Годар все время обращается к образам Петербурга, которые не дают ему покоя и ассоциируются почему-то с первым балом Наташи Ростовой. Юная Людмила Савельева появляется на мгновение в картине «Война и мир» Сергея Бондарчука, но это все лишь вспышка памяти, и вот уже один кадр сменяет другой — с мчащейся конницей в батальной сцене того же Бондарчука. И снова бал, где лиц не разглядеть, одни только яркие, пульсирующие точки. Надгробная плита на могиле Розы Люксембург, молодой Жерар Депардье, напоминание о маленькой российской железной дороге под кадры из старого французского фильма, регулировщица у Бранденбургских ворот поверженного Берлина, кадры из фильмов Довженко и Виго соседствуют с хриплым голосом Владимира Высоцкого — такова книга памяти, страница за страницей.
Год назад в Каннах показали фильм «Грозный» («Молодой Годар») Мишеля Хазанавичуса о Годаре периода 1960-х, когда Франция кипела от студенческих выступлений, а сам режиссер снимал «Китаянку». Словно в знак протеста против самого факта существования такой картины была объявлена эвакуация из-за обнаружения бесхозной сумки. Годара сыграл Луи Гаррель. В картине есть постельные сцены с участием главного героя, и мы видим его на экране обнаженным.
5 октября 2017 года в Париже на 71-ом году жизни скончалась после онкологического заболевания бывшая жена Годара — актриса с русскими корнями, из княжеского рода Вяземских по линии отца, Анн Вяземски. Ее мать была дочерью французского писателя Франсуа Мориака. Это по книге воспоминаний «Год спустя» Анн Вяземски был написан сценарий фильма Хазанавичуса, героиней которого она и стала. Они встретилась с Годаром 60-е, в браке прожили 12 лет, работали вместе на шести картинах — «Китаянка», «Ветер с Востока» и других. Анн Вяземски получила Большую премию Французской академии за роман «Горстка людей» о русской революции
Сам Годар сейчас живет на берегу Женевского озера в небольшом городке Ролле со старинным замком, на полпути между Женевой и Лозанной. Население его не достигает и четырех с половиной тысяч. Годар не приезжал на Каннский фестиваль за наградой три года назад, не приехал на премьеру и теперь. Хотите увидеть гения – поезжайте в Ролле, может быть, и повезет.
Интересно, что Хазанавичус написал Годару письмо, а тот попросил прислать сценарий, после чего больше не отзывался. И на предложение посмотреть готовый фильм ответил молчанием. Вот и после нынешней премьеры «Лета» Кирилла Серебренникова отец Виктора Цоя резко высказался, сказав что фильм не имеет отношения к судьбе его сына.
50 лет назад Каннский кинофестиваль не состоялся из-за начавшихся в мае студенческих волнений, вылившихся в массовые забастовки и беспорядки, которые привели к отставке президента Шарля де Голля. Вот и теперь в стране объявлены забастовки, подпортившие настроение некоторым гостям фестиваля, особенно тем, кто воспользовался услугами французских авиакомпаний.
В пору легендарных студенченских бунтов, в 1968-м, в конкурс отобрали «Анну Каренину» Александра Зархи с Татьяной Самойловой в главной роли. Но из-за отмены фестиваля премьера на Лазурном берегу так и не состоялась. Самойлову, впервые побывавшую в Каннах с единственным нашим фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» — «Летят журавли» Михаила Калатозова — в 1958 году (60 лет назад), а потом спустя два года с «Неотправленным письмом» Калатозова, увидели на фестивале только в 1990-ом, когда она приехала за «Пальмовой ветвью» за достижения в кинематографе.
Смотришь хронику той поры, и сразу очевидно, как изменился мир. Теперь по набережной Круазетт прогуливается не только праздная публика, но целые отряды вооруженных бойцов с автоматами, приведенными в боевую готовность. А при входе в кинозалы отбирают любую еду и воду. Каждый зритель проходит несколько уровней досмотра, и, если зазвенит пуговица на пиджаке, будь готов к тщательной проверке…
В главном конкурсе показали «Прости, ангел» французского режиссера Кристофа Оноре о переживаниях парижского писателя, большую часть времени проводящего в обществе молодых и свежих любовников, а также бывших и уже истрепанных жизнью. В связи с этой картиной завязалась дискуссии о полиаморных парах, приходящих на смену полигамным. Про моногамию давно пора забыть. Это вчерашний день. То есть «на кону» пары, открытые для третьих лиц. Каждый человек свободен в выборе спутника, их может быть несколько параллельно и в одной кровати, а постоянный сожитель, если таковой имеется, примет это с пониманием. Нужны краски жизни, и каждый имеет право их получить. Партнеры меняются, но не бросают друг друга, и всегда есть, кому проводить тебя в последний путь. Ребенок все это спокойно наблюдает. Он привык, что у папы много мужчин, а мама живет параллельной жизнью, почти ничего не зная о бывшем супруге. Такова философия этой элегантно сделанной картины, возбудившей публику…
Что такое настоящее кино, перед мощью которого пасует усталый европейский кинематограф, показал китайский гений Цзя Чжанкэ. Главную роль в картине «Пепел – самый чистый белый» сыграла жена режиссера – великолепная актриса Чжао Тао. Сколько бы мы ни говорили, что китайский менталитет совсем другой, и нам его не понять, главная героиня – прямо-таки русская женщина, способная верой и правдой служить своему возлюбленному. Она самоотверженно спасет его от смерти, когда гангстеры калибром помельче, чем он сам, начнут его молотить.
Rадр из фильма «Пепел – самый чистый белый»
Отсидев за спасение пять лет, она станет не нужна своему дорогому и единственному, но только до поры до времени. А вот когда он станет никому не нужен по немощи, то вернется. А дальше – снова ад и бегство. Картина просто переполнена энергией, в принципе присущей китайскому народу, а уж по части живописания индустриального быта Чжанкэ – просто мастер. Есть все шансы надеяться на «Золотую пальмовую ветвь» и на актерскую награду.